Главная » Статьи » Статьи о ЖКХ

Что ждать от прямых договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями?

О необходимости перехода собственников на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями (РСО) в России заговорили примерно в то же время, когда широкую огласку получила и назревшая потребность сделать все существующие в ЖКХ финансовые потоки прозрачными.

Те из инициатив, что ранее получили право на жизнь, на практике зачастую оказываются очень уж неоднозначными, вызывая бесконечные споры, судебные тяжбы и попросту недовольство обывателей. Введение системы финансирования и организации капитального ремонта, изменения в специфике содержания и формирования платы за содержание общего имущества дома, игнорирование законодательного закрепления механизма установления обоснованного размера платы за помещение - это лишь единичные особенности динамики сферы ЖКХ за последние несколько лет. Эксперты признают, что причина подобной картины в несовершенствах жилищного законодательства, которые, словно черная дыра, засасывают все благие намерения, оставляя после себя недоумение и еще больше новых вопросов.  

03 апреля 2018г. вступил в силу закон о прямых договорах между собственниками и РСО. Согласно закону новый формат отношений предполагает возможность отказа от посредников в лице управляющих компаний при взаимоотношениях между жильцами многоквартирных домов и поставщиками коммунальных ресурсов.

По мнению чиновников, подобная мера позволит бороться с недобросовестными УК, которые:

  • накапливают долги за поставленные на дом и оплаченные собственниками ресурсы перед РСО;
  • под различными предлогами увиливают от погашения платежей;
  • начинают рассылать двойные квитанции, создают «клонов»…

Инициаторы законопроекта настаивают, что задолженности образуются не по причине низкой финансовой дисциплины, а по вине именно управляющих компаний. По легенде, последней каплей к серьезному обсуждению закона о прямых расчетах стала управляющая компания, которая собранные средства за коммунальные услуги пустила на благотворительность.

Законопроект и комментарии к нему никак не рассматривают изначальной причиной возникновения задолженностей за ЖКУ вину конечного потребителя, финансовые затруднения ответственных квартиросъемщиков, их несогласие с существующими тарифами ЖКХ, по мнению чиновников, не могут вызвать эти самые задолженности в масштабах, что наблюдаются сегодня. Выходит, что на рынке ЖКХ чуть ли не треть УК – мошенники…

До выхода нового закона ответственность за долги неплательщиков несли управляющие компании: чаще всего такие долги оплачивались из тех средств, которые изначально направлялись на техобслуживание. Параллельно с этим происходил процесс взыскания задолженностей с неплательщиков, однако, большую часть долгов попросту не представлялось возможным взыскать. Как известно, за чертой бедности в настоящее время в России находится более 20 миллионов человек.

Получается, что каждая конкретная управляющая компания покрывала долги конечных потребителей – злостных неплательщиков - перед РСО, не являясь фактическим потребителем ресурсов, нецелевым образом расходуя финансовые средства, поскольку иного выхода по большому счету у нее нет.

Управляющая компания являлась лишним звеном в цепочке «поставщик-потребитель», подчас и не желая того, т.е. занималась в принципе не своим делом. Такое положение дел провоцировало лишний оборот денег и, соответственно, дополнительное налогообложение у УК. Но при этом управляющая компания обязана оказывать услуги по тем же тарифам, что обозначены у РСО, заложить издержки нет возможности…  А заплатить налоги при поступлении на счета денежных средств, необходимо.

Многие УК обанкротились из-за того, что не имели возможности расплатиться с ресурсниками. Стандартная ситуация, когда РСО выставляет, к примеру, счет за 200 кВт электричества, а управляющая компания собирает лишь половину, вторую она вынуждена покрывать из средств, заплаченных на содержание жилья. Либо второй вариант – задерживать выплаты ресурсоснабжающим организациям, подобная ситуация рано или поздно перерастает в судебные тяжбы.

Другая ситуация: даже при условии, что почти вся сумма за предоставленный ресурс собирается, рассчитаться с РСО нужно, например, до 1-го числа, в то время, как потребители рассчитываются по квитанциям до 10-го числа. На момент расчетов с РСО у УК попросту может не быть искомой суммы. Возникает кассовый разрыв, который нередко покрывается с помощью кредитов. А это проценты в виде внушительных сумм. Стоит ли говорить, что такие «вложения» и долги накапливаются, словно снежный ком… В итоге компания объявляет о банкротстве или ее признают банкротом.

Ирония в том, что при таком развитии событий отлично чувствовал себя злостный неплательщик, - его долги так удачно для него превращались в невозвратные… Не менее отлично чувствуют себя и РСО: им все долги собственников оплачиваются со стороны УК, взыскивать с собственников не нужно. При полной добросовестности УК такая ситуация превращается в полное рабство: РСО надо платить сейчас, услуги собственникам оказывать надо сейчас, долги с собственников за РСО могут взыскиваться годами, а их часть не вернется никогда.

Подобная несовершенная система требовала корректировки, ведь, как ни крути, расплачиваться за потребленные ресурсы должен потребитель, а не посредник в лице УК. Законопроект о прямых договорах призван разрешить противоречивость ситуации.

Решение о том, перейти ли на прямые договора с РСО собственники принимают самостоятельно на собраниях жильцов. Уточняется, что при возникновении двухмесячной задолженности (у УК, ТСЖ, ЖСК перед РСО) поставщик услуг вправе проявить инициативу и обратиться к жителям многоквартирного дома, чтобы заключить договор о прямых договорах.

Согласно закона о прямых договорах собственников с РСО не только расчеты будут осуществляться напрямую между собственниками и РСО, но и все иные взаимоотношения собственников с РСО в рамках индивидуального потребления коммунальных ресурсов будут также осуществляться напрямую. Система договорных отношений не предполагает излишней гибкости, основывается на действующем законодательстве, что позволит избежать путаницы с документами и ошибок в них. У УК же сохранятся взаимоотношения с РСО исключительно в рамках потребления домами коммунальных ресурсов на общие нужды…

Представляется, что для добросовестных УК такой переход на прямые договора – давно ожидаемое событие..